Читаю биографию Хомейни. Автор – Дмитрий Жуков, отец нынешнего вице-премьера или кто он там в правительстве России. Труд, честно говоря, довольно сомнительной ценности. Написано вроде и неплохо, но довольно однобоко, автор явно восхищается личностью Хомейни, позволяет себе довольно сомнительные выражения, вряд ли допустимые в серьезных трудах.
Революционное иранское исламское духовенство – это, конечно, была свежая струя в истории религии 20 века. Современное РПЦшное охранительство на этом фоне смотрится явно проигрышно. Кто может представить себе Гундяева, называющего Путина агентом госдепа и призывающего к восстанию против узурпатора? А нравы при шахе были посуровее нынешних путинских. Видимо, важно, что, в отличие от пирамидальных иерархий большинства христианских церквей, духовенство в исламе организовано по-другому. Нет посвящения в сан, нет «вертикали».
Шах был обыкновенным компрадором, коих в третьем мире великое множество, так что, как бы там ни было, наверное, особо вздыхать по нему смысла нет. Путь Ирана Валлерстайн особо выделял как «выбор Хомейни» - нежелание идти по пути «догоняющего развития» (из третьего мира догнать, как сейчас видно, так и не сумел никто), выраженный антиамериканизм, но в то же время такой же антисоветизм. Второй, более светской и воинственной вариацией был Ирак с Саддамом.
С другой стороны, особых успехов Иран под руководством отцов революции не снискал, как ни крути, на одном мракобесии далеко не уедешь.